ВНИМАНИЕ ПЧЕЛОВОДАМ!
Обзор нормативно правовых актов, регулирующих деятельность в сфере пчеловодства:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПЧЕЛОВОДСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изменениями на 11 июня 2021 года)
СТАТЬЯ 13. СОДЕРЖАНИЕ ПЧЕЛ
- Учет пчел осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- На каждую пасеку в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, оформляется ветеринарносанитарный паспорт.
- Ветеринарные правила содержания пчел утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
СТАТЬЯ 14. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПЧЕЛОВОДСТВА
Требования безопасности к продукции пчеловодства (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные требования) и связанным с требованиями к ней процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) техническими регламентами Евразийского экономического союза.
ГЛАВА 5. СОХРАНЕНИЕ ПЧЕЛ
СТАТЬЯ 15. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ ПЧЕЛ
- Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней пчел по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, осуществляется в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации.
- Запрещается применять для лечения пчел лекарственные препараты, не прошедшие государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
СТАТЬЯ 16. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОТРАВЛЕНИЯ ПЧЕЛ ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ
- Не позднее чем за три дня до проведения работ по применению пестицидов и агрохимикатов лица, ответственные за проведение таких работ, обеспечивают доведение до населения населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 километров от границ запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации) информации о таких работах.
- Информация о запланированных работах по применению пестицидов и агрохимикатов должна содержать следующие сведения:
- границы запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков;
- сроки проведения работ;
- способ проведения работ;
- наименования запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов и классы их опасности;
- сведения об опасных свойствах запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов;
- рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.
- Применение опасных для пчел пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
СТАТЬЯ 17. СОХРАНЕНИЕ ПЛЕМЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПЧЕЛОВОДСТВА
- Отношения в сфере разведения племенных пчел, производства и использования племенной продукции (материала) пчеловодства регулируются законодательством Российской Федерации в области племенного животноводства.
- На расстоянии до 25 километров от организаций, осуществляющих племенную работу в сфере пчеловодства, осуществление физическими и юридическими лицами пчеловодства с использованием пчел, отнесенных к породам, отличным от используемых в племенной работе указанных организаций, запрещается.
2. МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ N 645
ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА
ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ МЕДОНОСНЫХ ПЧЕЛ В ЦЕЛЯХ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА,
РАЗВЕДЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ОПЫЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ЭНТОМОФИЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ И ПОЛУЧЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ПЧЕЛОВОДСТВА
II. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ СОДЕРЖАНИЯ ПЧЕЛ
[1]. Места для содержания пчел (далее - пасеки) должны размещаться на расстоянии:
не менее 100 м от воскоперерабатывающих предприятий, предприятий по производству кондитерской и (или) химической продукции, аэродромов, военных полигонов, границ полосы отвода железных дорог, линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше, медицинских организаций, организаций культуры, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
не менее 3 м от границ соседних земельных участков, находящихся в населенных пунктах или на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества), с направлением летков в противоположную сторону от границ этих участков или без ограничений по расстоянию и направлению летков при условии отделения пасек от соседних земельных участков сплошным ограждением высотой не менее 2 м;
не менее 3 м от помещений, в которых содержатся животные других видов, включая птиц, с направлением летков в противоположную сторону от этих помещений или без ограничений по расстоянию и направлению летков при условии отделения пасек от помещений, в которых содержатся животные других видов, включая птиц, сплошным ограждением высотой не менее 2 м. Указанное требование распространяется на помещения, в которых содержатся животные других видов, включая птиц, размещенные вне границ населенных пунктов или территорий садоводства или огородничества (за исключением животных, содержащихся в хозяйствах).
- На пасеке должны быть установлены:
поилки с чистой водой (при отсутствии на расстоянии менее 500 м водоемов (озер, прудов, обводненных карьеров, водохранилищ), водотоков (рек, ручьев, каналов), природных выходов подземных вод (родников).
- Ульи на пасеке устанавливаются на подставках, поддонах, паллетах. Расстояния между ульями должны обеспечивать доступ к каждому улью, в случае применения средств механизации - проезд этих средств.
ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КАРАНТИНИРОВАНИЮ ПЧЕЛ,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ И ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЧЕЛ
- Пчелы, пчелопакеты, ввозимые в хозяйство, подлежат обособленному содержанию на карантинных пасеках от других пчел, предназначенных для размножения и (или) вывода определенной породы, сохранения существующего генофонда, включенных в государственный племенной регистр9 , на расстоянии не менее 5 км.
- Статья 2 Федерального закона от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст.3199; 2011, N 30, ст.4596).
Период карантинирования должен составлять не менее 30 календарных дней со дня ввоза пчел, пчелопакетов в хозяйство.
При карантинировании проводятся осмотр пчел, диагностические исследования и обработки, предусмотренные планами диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории субъекта Российской Федерации19 на текущий календарный год (далее - План противоэпизоотических мероприятий).
- Пчелы, содержащиеся в хозяйствах, подлежат диагностическим исследованиям и обработкам против заразных болезней в соответствии с ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных12, включенных в перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденный приказом Минсельхоза России от 19 декабря 2011 г. N 476 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2012 г., регистрационный N 23206), с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 20 июля 2016 г. N 317 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2016 г., регистрационный N 43179), от 30 января 2017 г. N 40 (зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2017 г., регистрационный N 45771), от 15 февраля 2017 г. N 67 (зарегистрирован Минюстом России 13 марта 2017 г., регистрационный N 45915), от 25 сентября 2020 г. N
3. МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ ОТ 18 ОКТЯБРЯ 2022 ГОДА N 713
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРАВИЛ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МЕДА НАТУРАЛЬНОГО ПЧЕЛИНОГО, ПЕРГИ И МОЛОЧКА МАТОЧНОГО
ПЧЕЛИНОГО, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- . Ветеринарные правила назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы меда натурального пчелиного (далее - мед), перги и молочка маточного пчелиного!, предназначенных для переработки и реализации (далее - Правила), устанавливают обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы меда, перги и молочка маточного пчелиного (далее - ветеринарно-санитарная экспертиза).
- . Ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение подлежат не прошедшие переработку (обработку) мед, перга и молочко маточное пчелиное 2, предназначенные для переработки и реализации, в том числе на розничных рынках и ярмарках (далее - рынки).
- Действие Правил не распространяется на мед, пергу и молочко маточное пчелиное, полученные гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах и (или) гражданами, занимающимися животноводством, а также на процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации меда, перги и молочка маточного пчелиного, предназначенных только для личного потребления и не предназначенных для выпуска в обращение на территории Российской Федерации.
- Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы организуется федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии (далее - Госветслужба)5 в пределах своей компетенции.
- НАЗНАЧЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
- Ветеринарно-санитарная экспертиза назначается в целях, предусмотренных частью 2 статьи 30 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и частью первой статьи 21 Закона "О ветеринарии".
- Ветеринарно-санитарная экспертиза назначается и проводится специалистами в области ветеринарии, являющимися уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Госветслужбы 6 (далее - специалисты Госветслужбы).
- Решение о назначении ветеринарно-санитарной экспертизы принимается специалистом Госветслужбы при непосредственном обращении собственника (владельца) меда и (или) перги, и (или) молочка маточного пчелиного или его уполномоченного представителя (далее - владелец) в орган или организацию, входящие в систему Госветслужбы, по выбору владельца.
- Отбор проб меда, перги и молочка маточного пчелиного для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы осуществляется специалистами Госветслужбы при содействии их владельца в соответствии со стандартами, содержащими правила отбора образцов меда и (или) перги, и (или) молочка маточного пчелиного, включенными в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента
Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и осуществления оценки соответствия
ПРОВЕДЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
- В рамках проведения ветеринарно-санитарной экспертизы осуществляются:
- рассмотрение представленных владельцем:
сведений, предусмотренных в ветеринарно-санитарном паспорте пасеки;
ветеринарных сопроводительных документов1? или информации об их оформлении и выдаче, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии, предусмотренной абзацем одиннадцатым пункта 3 статьи 4.1 Закона "О ветеринарии"! 1 , содержащих результаты проведенных ветеринарнопрофилактических мероприятий в отношении пчел, от которых получены мед и (или) перга, и (или) молочко маточное пчелиное;
-информации о применении ветеринарных лекарственных препаратов в отношении пчел, от которых получены мед и (или) перга, и (или) молочко маточное пчелиное, и о соблюдении сроков их выведения из организма пчел, установленных инструкциями по применению ветеринарных лекарственных препаратов;
4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 18 ноября 2022 г. № 723
«Об утверждении Порядка
оформления и ведения ветеринарно-санитарного
паспорта пасеки на территории Орловской области»
- Порядок оформления и ведения ветеринарно-санитарного паспорта пасеки на территории Орловской области (далее - Порядок) разработан в целях обеспечения эпизоотического благополучия по заболеваниям пчел на территории Орловской области и устанавливает порядок оформления и ведения ветеринарно-санитарного паспорта пасеки (далее - Паспорт).
- В Порядке используются понятия, установленные Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации».
- Паспорт оформляется на каждую пасеку, принадлежащую гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим на территории Орловской области содержание, разведение и (или) реализацию пчел и продукции пчеловодства (далее - заявитель, собственник пасеки), и является документом, удостоверяющим ветеринарно-санитарное, эпизоотическое состояние пасеки.
- Паспорт является учетным документом, изготавливается типографским способом, по форме согласно приложению 1 к Порядку, состоит из обложки и прикрепленных к обложке 22 страниц, имеет размер 14,5 х 20 см.
- Для получения Паспорта собственник пасеки лично или посредством почтовой связи направляет в подведомственное Управлению ветеринарии Орловской области государственное учреждение Орловской области по месту расположения пасеки (далее - подведомственное учреждение) письменное заявление на получение Паспорта (далее - заявление).
В заявлении физического лица указываются фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства заявителя, контактный телефон, адрес нахождения пасеки, количество пчелиных семей, содержащихся на пасеке, дата и личная подпись заявителя с ее расшифровкой и указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность.
В заявлении юридического лица указываются наименование, юридический и фактический адреса заявителя, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, контактный телефон, адрес нахождения пасеки, количество пчелиных семей, содержащихся на пасеке, дата и личная подпись руководителя (уполномоченного представителя) заявителя с расшифровкой.
- Заявление регистрируется в день его поступления в подведомственное учреждение в журнале регистрации.
- Подведомственное учреждение в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления рассматривает заявление и принимает решение о проведении обследования пасеки или об отказе в проведении обследования пасеки в форме приказа.
- Решение об отказе в проведении обследования пасеки принимается в случае наличия одного из следующих оснований:
нахождения пасеки на территории, не обслуживаемой подведомственным учреждением, в которое направлено заявление;
представления заявления с нарушением требований, предусмотренных пунктом 7 Порядка.
- Подведомственное учреждение в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 9 Порядка, письменно уведомляет заявителя о принятом решении (с указанием причин отказа в случае принятия решения об отказе в проведении обследования пасеки).
- В случае отсутствия оснований для отказа в проведении обследования пасеки, указанных в пункте 10 Порядка, принимается решение о проведении обследования пасеки, и в течение 3 рабочих дней со дня его принятия ветеринарным специалистом подведомственного учреждения проводится обследование пасеки на соответствие требованиям приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 сентября 2021 года № 645 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства» (далее - Ветеринарные правила) с отбором (образцов) проб диагностического материала (биологические и патологические материалы) (далее также - пробы) для проведения лабораторных исследований в целях исключения следующих заболеваний: 1.) американского гнильца, 2.) европейского гнильца, 3.) акарапидоза, 4.) варроатоза, 5.) нозематоза, 6.) вирусного паралича пчел, 7). мешотчатого расплода 8.) аскосфероз
В день завершения обследования пасеки составляется акт отбора проб, который оформляется в 2 экземплярах, один из которых передается собственнику пасеки в течение 1 рабочего дня со дня составления.
Отобранные образцы (пробы) диагностического материала (биологический и патологический материалы) упаковываются в специальную упаковку с контролем первого вскрытия и направляются ветеринарным специалистом для исследования в лабораторию (испытательный центр), входящую в систему органов и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в национальной системе аккредитации, с сопроводительным письмом, в котором указываются сведения о собственнике пасеки, адрес пасеки, наименования материала, направляемого на исследование, его количество, характерные признаки заболевания (при наличии) и цель исследования, а также удобный для собственника пасеки способ получения протокола лабораторных исследований проб.
Срок доставки проб на исследование не должен превышать 24 часа с момента отбора материала.
Лабораторные исследования проб осуществляются за счет собственника пасеки.
В течение 3 рабочих дней со дня завершения обследования пасеки составляется акт ветеринарно-санитарного обследования состояния пасеки по форме, утвержденной Управлением ветеринарии Орловской области, в 2 экземплярах, один из которых передается собственнику пасеки в течение 1 рабочего дня со дня составления.
- Для оформления Паспорта собственником пасеки представляется в подведомственное учреждение протокол лабораторного исследования проб.
- Паспорт заполняется ветеринарным специалистом на основании акта ветеринарно-санитарного обследования состояния пасеки и протокола лабораторных исследований проб.
Записи в Паспорте выполняются чернилами черного или синего цвета кратко, четко и разборчиво с указанием должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) и подписи ветеринарного специалиста, вносившего сведения.
Паспорт подписывается руководителем подведомственного учреждения или лицом, исполняющим обязанности на период его отсутствия, заверяется печатью и регистрируется в журнале учета пасек с присвоением порядкового номера в соответствии с требованиями пункта 6 Порядка.
- Паспорт выдается в течение 5 рабочих дней со дня представления собственником пасеки в подведомственное учреждение протокола лабораторных исследований проб при отсутствии оснований для отказа в выдаче Паспорта, указанных в пункте 16 Порядка.
При получении Паспорта он подписывается собственником пасеки.
- Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче Паспорта являются:
несоблюдение собственником пасеки Ветеринарных правил, выявленных в ходе обследования пасеки;
выявление в ходе проведения лабораторных исследований проб заболеваний, указанных в абзаце первом пункта 12 Порядка.
- При наличии оснований для отказа в выдаче Паспорта, указанных в пункте 16 Порядка, подведомственное учреждение в течение 5 рабочих дней со дня представления в подведомственное учреждение протокола лабораторных исследований проб направляет заявителю письменное уведомление об отказе в выдаче Паспорта с указанием причин отказа и рекомендаций по устранению выявленных нарушений.
- После устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в выдаче Паспорта, собственник пасеки вправе повторно обратиться с заявлением на получение Паспорта, которое подлежит рассмотрению в соответствии с Порядком.
- Паспорт хранится у собственника пасеки.
- Плановое обследование пасеки проводится ветеринарным специалистом в соответствии с планом обследования пасек, утверждаемым Управлением ветеринарии Орловской области, не реже одного раза в год до 1 июля отчетного года, с внесением результатов обследования в Паспорт и журнал учета пасек в порядке, определенном Управлением ветеринарии Орловской области.
- При смене собственника пасеки Паспорт подлежит переоформлению на новый при предъявлении Паспорта в подведомственное учреждение. Специалист подведомственного учреждения в течение 3 рабочих дней со дня предъявления Паспорта заполняет графы в разделах 2-5, указанных в пункте 5 Порядка, и выдает его заявителю.
- В случае утраты, повреждения Паспорта собственнику пасеки выдается дубликат с сохранением ранее присвоенного номера и добавлением буквы «Д» (дубликат), в который заносятся сведения из журнала учета пасек за период не более года со дня последнего планового обследования пасеки.
Выдача дубликата Паспорта производится по письменному заявлению собственника пасеки, поданному в подведомственное учреждение.
Регистрация заявления осуществляется подведомственным учреждением в день его поступления в журнале регистрации.
Оформление и выдача дубликата Паспорта осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления с внесением сведений о выдаче дубликата в журнал регистрации и журнал учета пасек.
- Утраченный Паспорт считается недействительным со дня подачи собственником пасеки соответствующего заявления в подведомственное учреждение, поврежденный - со дня получения дубликата Паспорта.
Услуги по обследованию пасеки, составлению акта ветеринарносанитарного обследования, акта отбора проб и выдаче Паспорта оказываются на платной основе в соответствии с действующими тарифами на платные ветеринарные услуги, оказываемые подведомственными учреждениями, утвержденными Управлением ветеринарии Орловской области.